ПОНЕДЕЛЬНИК, ИЮНЬ 7, 2003 

http://siberiatimes.narod.ru/Analytic/analytic07062003.htm

Анализ инвестиционной ситуации Новосибирска, Новосибирской области, Сибири

 

Александр Марченко

smsiberia@mail.ru

Аналитическое интернет- издание  «Сибирское Время»

 

 

      Развитие цивилизации, рост инновационной активности, интеграционные тенденции в экономике различных стран заставляют отдельных ученых и целые научные коллективы уделять постоянное внимание актуальным проблемам анализа инвестиционных процессов. На протяжении XX в. сделано немало открытий и накоплен значительный опыт в области учета фактора времени и анализа проектного риска, оценки эффективности и окупаемости конкретных вариантов и комбинаций капитальных вложений. Однако следует отметить, что научные  изыскания, фундаментальные и организационно-методические разработки не давали комплексного представления об этой актуальной и практически важной проблеме.

         Долгосрочные интересы Российской Федерации (РФ), состоящие в создании современной экономики инновационного типа, интегрированной в евро-азиатское экономическое пространство, определяют особую роль Сибири в силу ее географического положения и наличия значительного ресурсного, производственного, научно-технического, образовательного и кадрового потенциала. В связи с этими обстоятельствам перед руководством РФ, встала задача, разработки эффективной системы привлечения инвестиций в Сибирь.

           Исторически сложилось так, что Сибирь, со времен ее освоения до сегодняшних дней, прежде всего, выполняла функции поставщика ресурсов на российский и мировой рынок.  Вначале это была пушнина, затем золото и серебро, позднее зерно и масло и до сегодняшнего дня это  нефть (70% от общего числа добычи по России), природный газ (более 90%), уголь (более 80%), цветные металлы,  алмазы (примерно 85%), древесина (34%) и пр. Географическое положение Сибири уникально и является своеобразным “мостом” между Западом и Востоком, Севером и Югом. Сейчас Сибирь занимает около 14 млн.кв. км территории РФ, и является  геополитическим базисом России и всей Евразии, а также одним из мировых центров. Ее перспективы, связывают с переходом от роли поставщика сырья на российский и мировой рынок  к  глубокой переработке и производстве своей продукции. Это тем более необходимо, что запасы ряда ресурсов уже начинают заканчиваться, а многие виды производства требуют реорганизацию или даже закрытия.

         На мировом рынке Сибирь как покупатель пока не состоялась. Если рынок потребительских импортных товаров к середине 1998 года действовал уже четко и слаженно, широко представляя товары и страны, проник на территории мелких городов и отдельных районов, имел развитую инфраструктуру и обеспечивал высокую занятость, то объем ввоза средств производства оставался далеким от требуемого. В Сибири, большими темпами, развиваются международные отношения с Казахстаном, Японией, Германией, Кореей, США, Италией, Польшей, Ирландией, Швейцарией и д.р. Результатом сотрудничества с этими странами является разработка совместных социально-экономических проектов.

         На данный момент Сибирь входит в группу регионов и субъектов РФ  с наибольшим объемом дефицита бюджета. Расходные части региональных бюджетов складываются из затрат на управление и проведение экономической политики, расходов на содержание социальной сферы (жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование) и социальную политику. В целом, больше всего средств уходит на поддержку ЖКХ.  Основными  же источниками доходов региональных бюджетов остаются налоговые поступления. Сейчас объем налоговых поступлений в региональные бюджеты постепенно возрастает, опережая темпы инфляции, но статья расхода возрастает практически такими же темпами. В связи с этим появилось стремление региональных властей искать другие источники пополнения бюджета. Например, увеличив статью неналоговых поступлений, за счет госсобственности (продажа и аренда принадлежащего государству имущества).

         Экономическое развитие РФ строится на принципах опыта западных и европейских стран. Перенимаются некоторые экономические модели, стратегии и принципы. В США давно сформировался ряд  концептуальных идей (принципов), которыми широко пользуются западные инвесторы, (подробнее об этом рассказывает курс Master of Business Administration) показав их эффективность на практике. Здесь можно заметить что, для привлечения масштабных иностранных инвестиций для крупных предприятий Сибири, есть повод к постепенному (поэтапному) переходу от системы Российского стандарта бухгалтерского учета и отчетности (РСБУ) на  Международные стандарты Финансовой отчетности и учета стран ЕС (МСФО).  Как говорил, академик Л.Абалкина: “Важно изучить и выбрать все лучшее из мирового опыта реформ и преобразований и выбрать свою, российскую модель подъема и последующего процветания страны. И готовить такую программу должны российские ученые и специалисты ...”.

           В целом, определяя экономическое положение РФ и ее регионов, мы также должны с вами учесть огромную роль развития малого и среднего предпринимательства (МСП). В современной экономике Европейских стран, сектор МСП является наиболее важным стимулом экономического роста. Одним из способов создание благоприятной предпринимательской среды являются решение ряда задач  развития МСП. Одним из улучшения экономического состояния отдельно взятого предприятия является лизинг. Так, основным источником инвестиций в основной капитал являются  собственные средства предприятий. Наибольшая доля инвестиционных ресурсов формируется путем накопления амортизационных отчислений. Крайне малую долю в инвестиционных ресурсах составляют заемные средства. Лизинг, в свою очередь, позволяет предприятиям получать новое оборудование и новые технологии, необходимые для расширения и модернизации производства на выгодных для них условиях. Закон, защищающий права участников лизинговых соглашений, принятый в октябре 1998 г. (Закон “О лизинге”), требует внесения ряда изменений и дополнений. Положительным результатом является то, что с 01.01.2001 г., и НДС на импорт, и НДС с платежей по лизингу, можно вычитать из налогооблагаемого дохода.

         Успех в инвестиционной политике предприятия, несомненно, обусловлен грамотным управлением и использованием инновационных технологий в решений ряда организационных  задач, а так же грамотным инвестиционным проектом. Инвестиционный проект представляет собой обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с федеральным законодательством. Бизнес-план дает же описание практических действий по осуществлению инвестиций. В соответствии с Федеральным Законом “все инвестиционные проекты независимо от источников финансирования и форм собственности и объектов капитальных вложений до их утверждения подлежат экспертизе, которую зачастую проводит сам инвестор и соответствующие государственные инспекции. Экспертиза инвестиционных проектов проводится в целях предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц и интересы государства, а также для оценки эффективности капитальных вложений.

          Среди различных инструментов управления научно-техническим прогрессом и экономическим ростом, наиболее популярны в нашей стране и регионах  являются комплексные целевые программы и стратегии. Так,   председателем правительства РФ была утверждена “Стратегия экономического развития Сибири” (от 07.06.2002, № 765-р) (“СЭРС”), целью которой является постановка ряда задач ТЭКа Сибири (выбор схем добычи и экспорта природных ресурсов), а также развитии технологий переработки леса. В “СЭРС” также говориться, что одним из сдерживающих факторов прихода инвестиций в Сибирь является “отсутствие эффективных мер по привлечению инвестиций на региональном уровне”. Алтайский край одним из способов решения этой проблемы выбрал разработанный, администрацией края, механизм по привлечению банковского кредита, под ее гарантию.

         Наличие же качественной и эффективной законодательной и правовой базы являются необходимостью существования экономически развитого общества. Законодательство определяет формы и методы государственного регулирования в области капитальных вложений:

         во-первых, путем создания благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности  (совершенствования системы налогообложения, механизма начисления амортизации и использование амортизационных отчислений, принятие антимонопольных мер, проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции и др.);

         во-вторых, путем прямого участия государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений (разработка, утверждение и финансирование проектов, проведение экспертизы проектов, разработка и утверждение предъявляемых стандартов к проектам, а так же осуществление контроля за соблюдением этих стандартов и др.).

         На данный момент существуют несколько законов, регулирующих инвестиционную деятельность:   Федеральный Закон  “Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений” от 25 февраля 1999 г. (основные положения и понятия);  Федеральный Закон “ О бюджете РФ” от 26.11.1998 г. (СЗ РФ №48 ст.5856); Налоговый Кодекс РФ (ст.66 разъяснение понятия инвестиционного налогового кредита); Закон Новосибирской области № 59-ОЗ “О государственной поддержке инвестиционной деятельности и особенностях налогообложения инвесторов на территории Новосибирской области” от 31 мая 1999 г., и др. В целом же, все эти законы требуют внесения ряда поправок, дополнений и изменений для  их нормального  функционирования. 

         В самом же заключении, немного отступая от темы, мне бы хотелось процитировать слова Д.С. Лихачева, прозвучавшие на I съезде народных депутатов СССР: “Без элементарной нравственности не действую социальные законы, экономические законы, не выполняются указы и не может существовать современная наука ... низкая культура нашей страны отрицательно сказывается ... на наших межнациональных отношений, так как национальная вражда одной из причин имеет низкую культуру”. Эти слова более всего актуальны в наше время. И ведь как ни странно будет звучать, экономический потенциал определяется всеми теми ресурсами, которыми владеет каждый из нас - это культура, опыт, квалификация, знания, умения и гениальные идеи. Внутренняя культура и система ценностей каждого человека предопределяет культуру всего общества, а с тем и его экономическое положение. 

 

n

© Информационно-аналитическое Online издание «Сибирское время»

Information-analytics Online Edition "The Siberian Times", 2005

 

 

       

 

Используются технологии uCoz