http://siberiatimes.narod.ru/History/history_106.html

 

История развития Сибири

6. Развитие письменности в Сибири

     О существовании сибирской литературы нам повествуют многие писатели и историки (Н.М.Щукин), оказывается что она существует наряду с общерусской литературой. 

 Она включает в себя и то, что создано местными писателями, и то, что можно назвать сибирской темой в русской литературе, весьма, кстати, популярной в творчестве многих из тех,  чья жизнь прошла или проходит за пределами Сибири. Оставаясь в целом в  русле общерусского литературного процесса, литература Сибири представляет собой вполне самостоятельное и самобытное явление, что красноречиво подтверждается произведениями писателей-сибиряков разных поколений.

        Самые ранние сибирские летописи явились самым древнем и мощным источником зародившейся в начале XVII в. русской литературы Сибири. Самые первые летописи носили несколько религиозный характер:  Священное Писание,  жития святых и сказания о чудесах, игравшие для  местного населения роль  своеобразной беллетристики. Имелись также  и были в ходу разного рода  "хождения" и "космографии" (описания путешествий и вселенной), "хронографы", пересказывающие эпизоды всемирной истории, изложения библейских сюжетов и т.д. Но особый

интерес вызывали произведения о самой Сибири: "скаски" землепроходцев о "неведомых землицах" и, конечно же, местные летописи о Ермаковых  походах (1).

      Первые официальные сибирские летописи появились под авторством  дьякона тобольского архиепископа - Саввы Есипова, которые заложили самые первые "камешки" в фундаменте  сибирской литературы. Завершенная в сентябре 1636 г., работа под общим названием - Есиповская летопись была признана всеми  сибиряками и стала основной для всей дальнейшей летописной работы в Тобольске. Труд С.Есипова создавался как политическая история Сибири. Автора интересуют вопросы управления обширной территорией  Зауралья, возникновение на ней русских поселений, а также проблемы, связанные с  утверждением христианства в Сибири, которое в русском  средневековье было  одним из важнейших аспектов государственной политики.

      К немногочисленным сибирским писателям XVII века, жизнь и творческая биография которых более или менее восстановлена, относится С.У.Ремезов.

     Возникновение и первые шаги сибирской словесности проходили под  знаком древнерусской литературы, традиции которой оказались в Сибири более живучим, чем в Центральной России. Если в последней к середине XVIII в. уже утвердился классицизм в лице А.П.Сумракова, М.В.Ломоносова и В.К.Тредиаковского, то в Сибири читательское внимание все еще привлекали летописи и летописные повести, жития, сказания о чудесах и т.п. Объяснялось это во многом особенностями состава населения Сибири, в котором, за исключением ссыльных, не было дворян, зато почти до конца XVIII в.  ключевые позиции в обществе занимало духовенство (в Центральной России в это время пути политического и культурного развития определяло дворянство).

   И еще один очень существенный момент: до конца XVIII в. сибирская литература оставалась рукописной, и в то время, как в Центре печатные станки уже работали вовсю, выпуская официальную, так и развлекательную книжную продукцию, в Сибири не было ни одной типографии. Лишь к концу XVIII в. сибирская словесность начинает обретать черты литературы в современном понимании этого слова. А предшествовал тому постепенный поворот читательского внимания в сторону писателей-современников - Г.Державина, А.Сумарокова, Н.Новикова и др., появление в театрах Сибири (а их было вначале только два - в Яркутске и Тобольске) пьес Д.Фонвизина, создание сети публичных библиотек. И конечно же, огромное значение для дальнейшего развития сибирской литературы имело появление за Уралом первых типографий. Особый след в истории русской литературы Сибири оставила типография купца Василия Корнильева, открывшаяся в 1789 г. в Тобольске. Здесь был издан целый ряд книг, имевших у читателей успех. Но, главное, корнильевская типография стала колыбелью сразу трех журналов.

   Вот  то самое малое что можно сказать о зарождении летописи на Сибирских землях. Я не стал утомлять содержательным рассказом о Сибирской литературе с начала XVIII в. до наших дней, так  как это может послужить темой уже другой работы. Но, забегая вперед хотел бы заметить что город Новосибирск сейчас во всей Новосибирской области является главным культурным и литературным центром Сибири с крупнейшей за Уралом писательской организацией и прочными издательско-журнальными традициями.

 В конце мне бы хотелось бы добавить немного об одном человеке - его зовут Петр Иванович Макушин8.Он известен тем, что где-то в 1871 г. открыл самую первую библиотеку. Закупая книги в Москве он привозил этот бесценный дар в занесенную снегом Сибирь. Получил он сам образование в Петербургской духовной академии, но не закончив учебу, отправился по собственному желанию в Алтайский край, где два года трудился в духовной миссии. После чего, работал в училище - духовным смотрителем,  в  г.Томске.  Далее при благотворительной помощи купцов открывает еще несколько сот книжных лавочек и публичных библиотек. ___

 

ДАЛЕЕ ...

 

НАЗАД ...

 

К ОГЛАВЛЕНИЮ ...

 

© Аналитическое Интернет-издание «СИБИРСКОЕ ВРЕМЯ»

Analytic Online Edition "The Siberian Times", 2005

Мнение авторов статей может не совпадать с мнением редакции,

использование информации издания возможно по разрешению редакции

 

 

Используются технологии uCoz